Пандусы для инвалидов: нормы

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях соблюдения для инвалидов и других маломобильных групп населения доступности автомобильных дорог общего пользования в соответствии с требованиями: Конвенции ООН (1]. ратифицированной Федеральным законом ; Федеральных законов (3]. . (5]. ; технического регламента .

Настоящий стандарт обобщает апробированные положительные научные и практические достижения в рассматриваемой сфере, учитывает особенности действующих на момент разработки международных и национальных нормативно-технических документов, предусматривает комплексный подход к доступности автомобильных дорог общего пользования, включая взаимосвязь и взаимозаменяемость требований к объектам и услугам.

Стандарт разработан авторским коллективом в следующем составе: Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Общество с ограниченной ответственностью «Институт прикладных транспортных исследований» (канд. техн, наук Д.В. Енин — руководитель, ответственный исполнитель работы) при участии и по согласованию с Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» (О.В. Рысев. Д.Р. Горшко); Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (А.В. Иванов); Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (Л.П. Абрамова. С.С. Сохранений).

А если соседи будут против?

Периодически в СМИ появляются истории о том, как живущие в многоквартирных домах инвалиды годами враждуют с соседями из-за пандусов и подъемников. Казалось бы, если пандус складной, он не мешает вообще никому, а используется только при необходимости. Но конфликты бывают, причем бывают они часто. А иногда конфликт переходит в острую фазу, когда соседи портят или вообще самовольно демонтируют пандусы.

С одной стороны, жильцы дома могут принять решение, которым запретят установку пандуса – и в целом будут правы, потому что многоквартирный дом принадлежит его жильцам на праве общей долевой собственности. С другой, законодательство о защите инвалидов никто не отменял, хотя отстаивать свои права в данном случае приходится через суд.

Соседи могут апеллировать к чему угодно. Вот несколько реальных примеров:

  • пандус будет крепиться к стене, которая общая у подъезда и у квартиры одной женщины. Оно посчитала, что устройство разрушит стену и настроила соседей проголосовать против пандуса. Переубедить ее не смогли ни чиновники, ни широкая огласка в СМИ;
  • соседи просто недовольны тем, что подъемник для инвалида занял угол, где они ставили велосипеды. А еще тем, что работает он медленно, и за обслуживание все жильцы должны платить дополнительно по 16 рублей в месяц (хотя пользуется подъемником один человек);
  • соседи решили, что к инвалиду (который возглавляет местное общество инвалидов) будет ездить слишком много гостей, если разрешить ему поставить подъемник;
  • соседка решила, что может заразиться онкологическим заболеванием от ребенка-инвалида, больного раком, поэтому настроила соседей против обустройства пандуса.

Конечно, все это можно обжаловать в суде, но перспективы такого дела туманны – суд должен учесть интересы всех собственников жилья в доме. Кроме того, даже если выиграть суд и добиться, чтобы в подъезде сделали пандус, его могут испортить мстительные соседи.

В этой ситуации единственный вариант – договариваться «по-хорошему». Например, сделать визуализацию проекта, чтобы показать, как пандус будет выглядеть в сложенном положении. Привести примеры из других домов, городов и стран, рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды и маломобильные граждане.

И еще один хороший способ – «переманить» на свою сторону семьи с детьми, которые мучаются, когда выносят и заносят детскую коляску после каждой прогулки. Обычно таких семей в доме несколько и у них есть определенный авторитет.

Где устанавливают пандусы и с какой целью

Еще некоторое время инвалидный пандус, облегчающий также передвижение родителей с колясками, можно было увидеть преимущественно на входе в медицинские и некоторые учреждения. Инвалиды испытывали немалые сложности, и часто без посторонней помощи не могли попасть даже в подъезд своего дома. Изделий, облегчающих им жизнь, не было возле магазинов и других заведений, но сейчас ситуация изменилась, а колясочники вздохнули с облегчением. Пандусы, компенсирующие перепад высот между землей и крыльцом здания, появляются повсеместно, с ним проблем у маломобильных граждан и мам с колясками стало намного меньше.

Нормы

Чтобы конструкция была качественной, при ее установке следует соблюдать нормы. Они обозначены в СНИП . Правила заключаются в следующем:

Установка приспособления нужна, если перепад высот больше 4 см.
Важно, чтобы угол наклона был 5 градусов.
Пандус должен соответствовать используемым коляскам и включать площадки, поручни.
Если технически не получается установить изделие под углом 5 градусов, то можно смонтировать его под 10.
Ничто не должно усложнять выезд и въезд с пандуса.
Если есть возможность установить двухстороннее изделие, то ширина пандуса должна быть 180 см. Это обеспечит комфорт проезда многих видов транспорта

А ширина пандуса одностороннего вида составляет 90 см.
Если ширина изделия больше 300 см, то важно наличие поручня, который устанавливается посередине.

Какой сделать пандус в доме

Какой сделать пандус для инвалидов? Наиболее распространены следующие виды подъемных конструкций:

Стационарные пандусы

Стационарные пандусы – это несъемные конструкции, которые рассчитаны на эксплуатацию продолжительное время. Устанавливаются чаще всего снаружи здания. Как правило, представляют собой две полосы металлического швеллера, уложенные параллельно друг другу и оснащенные поручнями. Может также изготавливаться из бетона. Какой пандус дешевле – металлический или бетонный, зависит от его размеров, формы и необходимости выполнения вспомогательных работ при монтаже.

Откидные пандусы для колясок

Откидной пандус для колясок – подвид стационарных изделий, который может “откидываться”, освобождая проход или лестничный марш. Обычно их используют в подъездах, частных домах и других местах с ограниченным пространством, где несъемная модель помешала бы свободному передвижению людей. Это один из самых простых способов установки пандусов в многоквартирных домах старого фонда, в которых они не были предусмотрены проектом.

Устройство пандуса
Конструкция крепится к стене или перилам, идущим вдоль лестницы, при помощи петель, щеколд и прочих замков. Для спуска или подъема коляски достаточно освободить защелку и уложить пандус на лестничный марш. Такая установка пандуса в жилом доме – оптимальное решение, когда места на лестнице совсем мало. Но как уже писали выше, установка откидного пандуса находится в ведении управляющей компании. Самовольно смонтированные конструкции должны быть демонтированы.

Видео: откидной пандус в подъезде

Посмотрите видео, как сделать пандус для инвалидной коляски с откидным механизмом, чтобы наглядно увидеть принцип работы.

Съемные пандусы

Съемные пандусы отличаются своей мобильностью и гибкостью в эксплуатации. За счет маленького размера, складной конструкции и легких материалов без труда транспортируются в детских или инвалидных колясках. По типу устройства пандуса различают три категории :

  • раздвижные телескопические;
  • рампы – пандусы для порогов;
  • ролл-пандусы.

Этот вариант подойдет, когда установка пандуса для колясок невозможна или в качестве временного варианта в ожидании стационарной конструкции.

Телескопический пандус

Телескопический пандус представляет собой две аппарели, которые способны раздвигаться, увеличивая свою длину в 2 и более раз. В собранном состоянии изделие занимает минимум места. Очень удобен для преодоления парапетов, лестниц, подъема колясок в автомобиль и других целей. Установка телескопического пандуса – дело пары минут. Зато его использование намного повышает мобильность человека с ограниченными возможностями, позволяя преодолевать всевозможные препятствия.

Модели отличаются между собой максимальной длинной аппарелей, грузоподъемностью и шириной направляющих. Так, в сложенном виде раздвижной пандус может выдерживать до 400 кг.

Рампа – пандус для порогов

Рампа для колясок имеет сравнительно небольшие размеры и предназначена для преодоления порогов, бордюров и прочих небольших препятствий. Складной пандус отличается легкостью конструкции и быстротой установки. Если вы интересуетесь, как сделать пандус для инвалидной коляски в частном доме своими руками, то подобная рампа будет самой простой в изготовлении конструкцией.

Ролл-пандус

Ролл пандус имеет высокотехнологичный каркас, который может сворачиваться, как коврик. В сложенном состоянии такое изделие практически не занимает места. В доме, где есть маленький ребенок, может применяться как пандус для детских колясок.

Видео: ролл-пандусы в деле

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Важно! Согласно СП 59.13330.2012 в затесненных местах угол уклона площадки при необходимости можно увеличить до 10%, что соответствует 5,7°. Но следует избегать перепада высот свыше 20 см

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.

Стандартные размеры пандусов для инвалидов

Пандусы для инвалидов: нормы. Уклон пандуса для инвалидов

Количество инвалидов-колясочников, на первый взгляд, не является большим, поскольку они встречаются на улицах наших городов не столь часто. Однако реальное количество людей с ограниченными возможностями намного выше.

Иллюстрацией реальной доли инвалидов служит любая парковка, на которой выделены места для данной категории водителей. Нормы, регулирующие количество таких мест, основаны на статистике, утверждающей, что каждый десятый гражданин имеет ограниченные возможности. Около 30 % из них передвигаются на колясках.

Причиной того, что такие инвалиды редко встречаются на улицах, служит отсталость инфраструктуры, которая не позволяет колясочникам самостоятельно передвигаться по нашим улицам. Для адаптации входных групп под нужды людей с ограниченными возможностями предусматриваются наличие специальных пандусов.

Законодательное регулирование проблемы.

Основы регулирования защиты прав инвалидов заложены в ст. 7 Конституции, провозглашающей социальный характер нашего государства. Вторая часть данной нормы устанавливает обязательность государственной поддержки инвалидов.

Данные положения получили свое развитие в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (№181-ФЗ от 24.11.1995 г.). Статьей 15 этого документа предусмотрена обязанность властей и организаций обеспечивать возможность таких граждан самостоятельно использовать объекты инфраструктуры, включая вход и выход из них. В целях исполнения данной нормы различные министерства и ведомства издали приказы об обеспечении доступа на свои объекты инвалидов-колясочников.

Особенности конструкции пандусов для инвалидов.

Технические требования к пандусам для входных групп в здания содержатся в разделе 5.2. свода правил СП 59.13330.2012. Данный документ устанавливает максимальный уклон подъема каждого марша этого сооружения на уровне 5 %. При этом каждый марш не должен находиться выше 80 см от своего основания.

В случаях, когда перепад высот составляет не более 20 см, правила допускают максимальный уклон пандуса в пределах 10 %.

Если высота входной группы составляет более 3-х метров, она оборудуется лифтом, либо платформой с электрическим приводом.

В исключительных ситуациях, когда пространство не позволяет осуществить пристройку пандуса, допускается применение винтовой конструкции. Минимальная ширина такого сооружения при полном повороте не должна быть менее 2-х метров.

Ширина пандуса должна составлять от 1,5 метров при одностороннем движении и от 1,8 метра при наличии встречных потоков.

Для предотвращения падения колясок по краям маршей должны быть смонтированы вертикальные отбойники. Минимальная высота этих элементов составляет 5 см.

В тех случаях, когда входная группа расположена на высоте от 45 см., обязательно наличие боковых ограждений, оборудованных поручнями. Высота поручней должна находится в пределах от 85 до 92 см. Необходимым элементом является дополнительный поручень, располагаемый на высоте 70 см.

Важной составной частью программы возвращения инвалидов-колясочников к полноценной жизни служит их социальная адаптация. Наличие таких базовых элементов инфраструктуры как пандусы позволяет этой категории граждан переставать ощущать себя изгоями

Пандусы для инвалидов: нормы Пандусы для инвалидов: нормы. Уклон пандуса для инвалидов – статья подготовлена специалистами

Доступная стреда: бордюрные пандусы

Выиграв в июле 2007-го право на проведение не только Зимних Олимпийских игр, но и Паралимпийских, Сочи взял на себя обязательства по созданию комфортных условий для маломобильных групп населения на улицах города.

Доступная среда — это не столько организация заездов в общественные и жилые здания, сколько устройство беспрепятственного перемещения по тротуарам, и особенно при пересечении проезжей части. Для удобного выезда на пешеходные переходы и устраиваются бордюрные пандусы.

В руководстве по доступности, разработанном Международным Паралимпийским комитетом и принятом в июле 2009 года, указаны необходимые требования к бордюрным пандусам, среди которых не только прописаны максимальный уклон (от 1:10 до 1:12) и минимальная ширина (1000 мм), но и плавный переход между поверхностью дороги и поверхностью пандуса без каких-либо зазоров. При этом кромки бордюрных пандусов должны быть скошенными для устранения опасности падения пешеходов с края пандуса, а для привлечения внимания людей с нарушениями зрения необходима его маркировка текстурными поверхностями.

Летние Олимпийские игры Сидней принимал в 2000 году. Сейчас уже сложно сказать, что именно, и как было сделано к той Олимпиаде, но на сегодняшний день доступная среда организована во всей сиднейской агломерации независимо от расстояния до центра города или Олимпийского парка. Более того, этот опыт был распространен и в других городах Австралии.

Сидней

Канберра

Аделаида

Волонгонг (Wollongong)

В 2011 году в России, на волне подготовки к Олимпийским играм в Сочи, была запущена государственная программа «Доступная среда», рассчитанная до 2015 года. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 г. №605 был утвержден свод правил СП.59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения».

Теперь уже и российские нормы регламентируют параметры бордюрных пандусов, которые в целом схожи с требованиями Руководства по доступности Международного Паралимпийского комитета, но допускают увеличение зазора между поверхностями пандуса и дороги с 0 до 15 мм. Похоже, разработчики учли русскую привычку делать «наглазок».

СП.59.13330.2012 Фрагмент рисунка Д.5 «Пути движения у здания»

Кубанские чиновники департамента социальной защиты населения края, видимо учитывая малое количество времени, оставшееся до олимпиады, при огромном фронте работ, в выпущенных в 2012 году «Информационных материалах по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов» фактически разрешают зазор между поверхностями пандуса и дороги заменить «перепадом высот» до 40 мм, а о скошенных кромках так и вовсе в тексте не упоминается. Следуя этим материалом производить работы проще, а принимать их легче. Но будет ли такая среда безбарьерной?

Стоит отметить, что и на сочинских улицах встречаются бордюрные пандусы с практически идеальным зазором между поверхностями пандуса и дороги. Жаль только скошенные кромки далеко не у всех.

Доступная стреда: бордюрные пандусы Доступная стреда: бордюрные пандусы Выиграв в июле 2007-го право на проведение не только Зимних Олимпийских игр, но и Паралимпийских, Сочи взял на себя обязательства по созданию комфортных

Правовой «склерозник» активиста. Высота бордюров на улицах и дорогах

с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…»

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь­ных проездов от тротуаров и газо­нов ГОСТ 6665-91

Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до­рожек и тротуа­ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело­сипедных доро­жек и тротуаров с интенсивным движением детс­ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое­зжих частей улиц и дорог на пере­сечениях

Бордюрные пандусы

ПОСОБИЕ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ

Элементы городской среды

1. РАЗРАБОТАНО МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (кандидат архитектуры А.А.Архангельская)

2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Л.А.Шалов, инженер Ю.Б.Щипанов)

3. СОГЛАСОВАНО Мосгосэкспертизой, Комитетом социальной защиты населения Москвы и УАС и СП Москомархитектуры

4. УТВЕРЖДЕНО и введено в действие указанием Москомархитектуры от 19 марта 1996 года N 7

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пособие разрабатывается в развитие действующих ВСН 62-91 “Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения” и является дополнением к серии “Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения” (выпуск 1 “Общие положения” и выпуск 2 “Градостроительные требования”).

Выпуск 1 включает: отдельные материалы по вопросам укладки тактильных плит, шаблонов плит для переходов, пандусов-платформ для входа в общественный транспорт, портативных пандусов индивидуального пользования, обустройства парковых территорий и др.

В выпуске 1 использован ряд зарубежных источников последних лет, из которых отобраны материалы, необходимые для конкретного проектирования доступной городской среды в Москве и Лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП).

Выпуск 1 не повторяет общих положений, разработанных в других источниках: общие параметры для инвалидов, исходные габариты для функциональных зон и т.д.

Некоторые положения выпуска 1: требование выравнивания бордюрного камня с проезжей частью, устройство бортика на пандусе высотой не менее 6.0 см и др. должны повысить уровень безопасности использования предлагаемых устройств людьми с ограниченными физическими возможностями.

Выпуск 1 имеет 3 раздела:

1. Благоустройство городских улиц.

2. Тактильные плиты и бордюрные камни.

3. Оборудование территории парков.

Представленные разделы посвящены конкретным примерам градостроительных ситуаций, специфике деталей малых форм, оборудования и информации.

Бордюрный пандус – съезд с пешеходного пути через бордюрный камень для людей, использующих кресла-коляски.

Тактильная поверхность – осязаемое рельефное покрытие пешеходного пути.

Неконтролируемый переход – переход, ничем не обозначенный на поверхности проезжей части.

Пособие по комплексному проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями Пособие по комплексному проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями. Выпуск 1. Элементы городской среды

Виды пандусов для подъездов

Существуют два вида пандусов:

  • стационарные
  • аппарели (переносные, откидные и пр.).

Стационарные представляют собой монолитные наклонные плоскости из бетона, металла. Монтируются в тех местах, где есть достаточно места для прохода рядом. Установка таких элементов строительства закладывается на стадии проектирования здания.

Мобильные пандусы или аппарели могут быть приставными (съемными), откидными, телескопическими, складными секционными.

  1. Съёмная аппарель может применяться в тех случаях, где есть на входе в подъезд максимум 2-3 ступени и эту площадку можно оставлять в самом подъезде.
  2. Откидной устанавливают в тех пространствах, где ограничена ширина лестничного марша и есть ограждения, куда можно смонтировать устройство.
  3. Телескопические элементы, как один из вариантов съемного пандуса, применяется при большом значении угла подъема. Также как и съемный, может временно храниться в подъезде.
  4. Двухсекционный складной – одна из разновидностей откидного пандуса. Применяется в случае обеспечения проезда широких колясок. Превышает по компактности обычный, откидной. Устанавливается со стороны перилл на лестничном марше.

Съезды и пониженные бордюрные камни

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня. Съезд это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса. Ширина – не менее 90 см.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см, как на фотографии слева. Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко-желтой (или белой) краской.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,54 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но, было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства – когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Также, возникает опасность наезда автомобилей на пешеходов. Все эти доводы и привели к тому, что были установлены указанные нормативы пониженного бордюра.

Но при этом надо учитывать, что часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2-3 см. Бордюр в 5 см не преодолеет большинство. Поэтому настоятельно рекомендуем устанавливать пониженные бордюры хотя бы по нижнему краю нормативов высотою в 2,5 см.

В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части, как на рисунке. Если машина, которая движется по проезжей части на большой скорости, заедет колесами на такой съезд, выходящий на дорогу, она просто перевернется. Может получить повреждение и уборочная техника, которая очищает дорогу вдоль бордюров, зацепив случайно такой выступ.

Съезды и пониженные бордюрные камни Доступная среда для инвалидов, Съезды и пониженные бордюрные камни

Оцените статью
Лестницы своими руками
Добавить комментарий